Цикл развития компетентности. Квадрат компетенции.

Магический квадрат — Цикл развития компетентности

30 октября 2009 г

В той заметке мы рассмотрим один из классических магических квадратов, посвященный жизненному циклу компетенции человека,  и некоторые не классические размышления на эту тему. В итоге должны стать понятны ответы на следующие вопросы :

  • Каким общим законам подчиняются наши знания и умения?
  • Почему так много людей в организациях находятся «не на своих местах»?
  • Почему так сложно определить истинную компетентность человека на интервью?

Классический цикл

В этом магическом квадрате, компетентность рассматривается во взаимосвязи с понятием осознанности самой компетентности.

Классический цикл развития компетенций

Любая наша дорога по пути новых знаний и навыков начинается с левого нижнего квадранта:

Неосознанная некомпетентность

Вспомним, как часто дети что-то ломают или делают не так, не потому, что хотели навредить или из вредности, а потому что даже не предполагали о последствиях своих действий.

Пример:

Многие начинающие руководители часто связывают проблемы в результатах работы команды с тем, что им просто крупно не повезло с подчиненными.

Фактически должно произойти некоторое событие, которое выведет нас из состояния счастливого неведения о реальной ситуации. 

Например, успех другого руководителя, достигнутый им с теми же самыми подчиненными.

Осознанная некомпетентность

Итак, событие произошло и, несмотря на наше сопротивление, мы теперь знаем, что в наших знаниях или умениях есть пробел. Если цель заманчива, у нас есть честолюбие и мы приложим некоторые усилия, мы осознаем, в чем именно состояла наша некомпетентность, и можем стать осознанно компетентными (пройти курс, прочитать книгу, закрепить на опыте).

Например, для нашего руководителя может оказаться, что он не оказывал должной поддержки и недостаточно подробно ставил задачу подчиненным.

Неосознанная компетентность

Выполнение всех действий сознательно  происходит крайне медленно «через пень, колоду» —  вспомните уроки вождения. По мере накопления опыта, наш чудесный мозг интернализирует наши знания  и доводит выполнение соответствующего действия или принятие решения до автоматизма. И в этот момент свершается маленькое чудо — нам больше не нужно осознанно следить за каждым решением  или действием для того, чтобы у нас получалось. Наша компетентность переходит в состояние неосознанной.

Например, руководитель осваивает рефлекс учителя — привычку детально и подробно разъяснять все условия поставленной задачи и тщательно контролировать ход ее выполнения.

Во многих учебных программах для тренеров неосознанная компетентность считается итоговой точкой развития соответствующего навыка. Так ли это?

Цикличность процесса

Прошло некоторое время и наш руководитель получил повышение. Команда стала больше, в ней появились профессионалы (или его команда просто профессионально «выросла»).  Что произойдет с «компетентностью» руководителя в области постановки задач? Хотя точки зрения самого руководителя ничего не изменилось, он, незаметно для самого себя,  из состояния Неосознанной Компетентности перешел в состояние Неосознанной Некомпетентности.

Ключевой проблемой интернализированного знания и рефлексов, доведенных до автоматизма, является их 100% контекстная зависимость. За скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями.

Цикличность  схемы развития компетенции  можно отобразить в виде  раскручивающейся спирали,  где каждый виток обозначает новую глубину осознания ситуации или  контекста.  

Спиральное развитие компетентности

В ряде моделей компетенций руководителей осуществляется шкалирование каждой компетенции с целью определения уровня, на котором в данный момент находится ее развитие. Причем, как это не парадоксально, более «высокий» уровень далеко не всегда является более оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей.
Не компетентные действия

Вместо итога

Если внимательно присмотреться ко многим карьерам, то легко можно заметить значительную распространенность ловушки неосознанного перехода из состояния неосознанной компетентности в состояние неосознанной некомпетентности, ведь повышение по службе это всегда смена контекста, в котором  выстраивались и оттачивались те компетенции, в результате которых человек получил это повышение.

Особую опасность представляют  собой ситуации с встроенной задержкой или c недостаточной обратной связью  на действие руководителя или специалиста.  Эта  ситуация схожа по структуре с  системным архетипом «неработающее решение».  Решения и действия вполне «компетентные» для контекста,  в котором происходила интернализация знаний и фиксация рефлексов, могут привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение карьеры или техногенные катастрофы.

Понравилась статья?

Получайте лучшие материалы на e-mail!