МКП: Магический квадрат - Колесо компетентности - system-approach.rusystem-approach.ru
Вернуться назад

МКП: Магический квадрат — Колесо компетентности

30 октября 2009 г

В той заметке мы  рассмотрим  один из классических магических квадратов, посвященный жизненному циклу компетенции человека,  и некоторые не классические размышления на эту тему. В итоге должны стать понятны ответы  на следующие вопросы :

  • Каким общим законам подчиняются наши знания и умения ?
  • Почему так много людей в организациях находятся «не на своих местах» ?
  • Почему так сложно определить истинную компетентность человека на интервью ?

Классический цикл

Классический цикл развития компетенций

В этом магическом квадрате, компетентность рассматривается во взаимосвязи с понятием осознанности самой компетентности.  Любая наша дорога по пути новых знаний и навыков начинается с левого нижнего квадранта — Не осознанной некомпетентности.

Вспомним как часто дети что-то ломают или делают не так, не потому что хотели навредить или из вредности, а просто потому что даже не предполагали о последствиях своих действий.

Рассмотрим пример. Многие начинающие руководители часто связывают проблемы результатами работы команды с тем, что им просто крупно не повезло с подчиненными.

Фактически с нами должно произойти некоторое событие, которое выведет нас из состояния счастливого неведения о реальной ситуации.

Например успех другого руководителя, достигшего неопровержимого успеха с теми же самыми подчиненными.

Осознанная не компетентность.  Итак событие произошло и несмотря на наше сопротивление мы теперь знаем, что в наших знаниях или умениях есть пробел. Если цель заманчива, у нас есть честолюбие и мы приложим некоторые усилия , вначале мы осознаем в чем именно состояла наша некомпетентность, а затем мы можем стать осознанно компетентными (пройти курс , прочитать книгу , закрепить на опыте).

Например для нашего руководителя может оказаться что он не оказывал должной поддержки и недостаточно подробно ставил задачу подчиненным.

Выполнение всех действий сознательно,  происходит крайне медленно «через пень, колоду», вспомните уроки вождения . По мере   накопления опыта  наш чудесный мозг интернализирует наши знания  и доводит выполнение соответствующего действия или принятие решения  до автоматизма. И в этот момент свершается маленькое чудо — нам больше не нужно осознанно следить за каждым решением  или действием для того чтобы у нас получалось. и наша компетентность переходит в состояние неосознанной.

Например. Руководитель осваивает рефлекс учителя — привычку детально и подробно разъяснять все условия поставленной задачи и тщательно контролировать ход ее выполнения.

Во многих учебных программах для тренеров неосознанная компетентность считается итоговой точкой развития соответствующего навыка. Так ли это ?

Цикличность процесса

Спиральное развитие компететности

Прошло некоторое время и наш руководитель получил повышение. Команда стала больше, в ней появились профессионалы.  (Или его команда просто профессионально «выросла»).  Что произойдет с «компетентностью» руководителя  в области постановки задач ? Правильно — Де факто руководитель окажется в зоне неосознанной некомпетентности. Однако с точки зрения самого руководителя, ничего не изменилось, и незаметно для самого себя,  из состояния неосознанной Компетентности он перешел в состояние неосознанной  некомпетентности.

Ключевой проблемой интернализированного  знания и рефлексов доведенных до автоматизма является их 100% контекстная зависимость. За скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями.

Цикличность  схемы развития компетенции  можно отобразить в виде  раскручивающейся спирали,  где каждый виток обозначает новую глубину осознания ситуации или  контекста.  В ряде моделей компетенций руководителей  осуществляется шкалирование каждой компетенции с целью определения уровня на котором в данный момент находится ее развитие. Причем, как это не парадоксально, более «высокий» уровень далеко не всегда  является более оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей.

Не компетентные действияВместо итога

Если внимательно приглядеться ко многим карьерам, то легко можно заметить значительную распространенность ловушки неосознанного перехода из состояния неосознанной компетентности в состояние неосознанной некомпетентности, ведь повышение по службе это всегда смена контекста в котором  выстраивались и оттачивались те компетенции, в результате которых человек получил это повышение.

Особую опасность представляют  собой ситуации с встроенной задержкой или при недостаточной обратной связи  на действие руководителя или специалиста.  Эта  ситуация схожа по структуре с  системным архетипом «неработающее решение».  Решения и действия вполне «компетентные» для контекста,  в котором происходила интернализация знаний и фиксация рефлексов , могут привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение карьеры или техногенные катастрофы.

Понравилась статья?

Получайте лучшие материалы на e-mail!