МКП: Выйти из неведения | system-approach.ru

МКП: Выйти из неведения

11 ноября 2009 г

Каким бы простым не казалось  «колесо компетенций»,  каждый переход  из состояния в состояние требует  знаний и навыков, которые связаны не только с Карта неведенияпредметной областью развиваемой компетенции,  но  и  с общей и когнитивной  областями.

Одним из самых сложных моментов является переход из состояния неосознанной некомпетентности  в состояние осознанной некомпетентности ( Выход из неведения).  Давайте посмотрим  на  этот процесс более внимательно.   В общем случае, для того чтобы понять, что мы не компетентны в каком-то вопросе,  можно выделить  два варианта:

  1. Осознание на собственном опыте. Оказаться  в ситуации необходимости применения компетенции,  причем таким образом, чтобы мы могли оценить результат.
  2. Осозннание через наблюдение. Наблюдать за применением компетенции другим человеком.

Давайте проанализируем, какие компетенции требуются для этого.

Осознание на собственном опыте.

В общем случае этот процесс состоит из  ситуации , действия,  результата и осознания проблемы.  Казалось бы, что проще ?


Осознание проблемы без проблем

Идеальное осознание


 

Но давайте посмотрим (вспомним), как это обычно бывает :

1. Не знаем что делать ? Откуда мы знаем, что вообще что-то можно сделать? В результате не знания о  том что действие возможно ,  значительная часть ситуаций, в которых нам не хватает компетенции,  не приводит к осознанию наличия проблемы.

2.  Не получается действие или результат не соответствует ожиданиям ? Не забивается гвоздь ? —  Значит твердая стена, кривой молоток , мягкие гвозди …. При недостаточной  компетенции человеку постоянно что-то мешает.  Как только появляется возможность возложить ответственность за неудачу на внешние обстоятельства  , в большинстве случаев человек это сделает. Этот феномен в психологии связывают с атрибуцией — процессом выработки объяснения событиям.  По отношению к анализу своих действий феномен получил название :

Предвзятость по отношению к себе (Self-serving bias) — Возникает так как людям свойственно искать причины неудач во внешних факторах и причины успехов во внутренних

Этот феномен  превосходно выражается  пословицами:

В чужом глазу соринку видим — в своем бревна не замечаем.

Плохому танцору и штаны мешают.

В результате появление осознания проблем так же блокируется.   Соответственно  более корректно процесс осознания отобразить следующим образом :



Осознание на своем опыте

Осознание на своем опыте



Таким образом, как не парадоксально,  но факт Для того чтобы учится на своем опыте необходима  Уверенность в себе !

Для того чтобы признать наличие проблемы необходима смелость, но для того чтобы найти возможность решения проблемы в себе , нужна не просто смелость необходима уверенность в себе !

Итак, какие компетенции необходимы, чтобы мы вышли из неведения используя собственный опыт ?

Активность Компетенции
1 Получение опыта
  1. Инициатива( Проактивность)
  2. Наблюдение( по Спенсору Поиск информации).
2 Оценка полученного опыта
  1. Уверенность в себе Для избежания блокирования полученного опыта.
  2. Аналитическое мышление. Для анализа полученного опыта
  3. Гибкость. Для изменения уже сложившейся картины мира

Осознание через наблюдение.

Осознание через наблюдение по сути очень похожий процесс. Однако и здесь при Оценке нас подкарауливает проблема связанная с атрибуцией.  Получившая в психологии  название:

Основная ошибка атрибуции (Fundamental attribution error ). Возникает когда наблюдатель старается найти объяснение проблем в первую очередь во внутренних проблемах человека.

Итак, какие компетенции необходимы, чтобы мы вышли из неведения используя наблюдение ?

Активность Компетенции
1 Увидеть и понять структуру взаимодействия человека и объекта его действий, ситуации.
  1. Наблюдение ( по Спенсору Поиск информации)
  2. Аналитическое мышление. Для анализа содержания наблюдаемой деятельности.
  3. Предметная экспертиза. (ТЕХНИЧЕСКАЯ/ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ/МЕНЕДЖЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА)
2 Соотнести наблюдаемые действия со своими возможностями Для этого необходимо иметь четкое представление не только о сути деятельности но и о своих возможностях.
  1. Реалистичная самооценка ( Самосознание ЭИ).
  2. Уверенность в себе Для избежания блокирования полученного опыта.
  3. Гибкость. Для изменения уже сложившейся картины мира
  4. Концептуальное мышление.

Исходя из этого анализа мы видим что для того чтобы учится на чужих ошибках необходимо действительно уметь больше , но и в том и другом случае аналитическое мышление и уверенность в себе являются ключевыми компетенциями !

Разминка

Попробуйте понять, какие компетенции необходимы для выполнения «мертвой» петли на мотоцикле 🙂

Мертвая петля на минибайке


В следующей статье серии мы перейдем (наконец !) к рассмотрению самих компетенций. И начнем с  компетенции «Уверенность в себе».

p.s. На английский неведение переводится как Inorance , да да именно ИГНОРИРОВАНИЕ 🙂

Понравилась статья?

Получайте лучшие материалы на e-mail!