МКП: Выйти из неведения
Каким бы простым не казалось «колесо компетенций», каждый переход из состояния в состояние требует знаний и навыков, которые связаны не только с предметной областью развиваемой компетенции, но и с общей и когнитивной областями.
Одним из самых сложных моментов является переход из состояния неосознанной некомпетентности в состояние осознанной некомпетентности ( Выход из неведения). Давайте посмотрим на этот процесс более внимательно. В общем случае, для того чтобы понять, что мы не компетентны в каком-то вопросе, можно выделить два варианта:
- Осознание на собственном опыте. Оказаться в ситуации необходимости применения компетенции, причем таким образом, чтобы мы могли оценить результат.
- Осозннание через наблюдение. Наблюдать за применением компетенции другим человеком.
Давайте проанализируем, какие компетенции требуются для этого.
Осознание на собственном опыте.
В общем случае этот процесс состоит из ситуации , действия, результата и осознания проблемы. Казалось бы, что проще ?
Но давайте посмотрим (вспомним), как это обычно бывает :
1. Не знаем что делать ? Откуда мы знаем, что вообще что-то можно сделать? В результате не знания о том что действие возможно , значительная часть ситуаций, в которых нам не хватает компетенции, не приводит к осознанию наличия проблемы.
2. Не получается действие или результат не соответствует ожиданиям ? Не забивается гвоздь ? — Значит твердая стена, кривой молоток , мягкие гвозди …. При недостаточной компетенции человеку постоянно что-то мешает. Как только появляется возможность возложить ответственность за неудачу на внешние обстоятельства , в большинстве случаев человек это сделает. Этот феномен в психологии связывают с атрибуцией — процессом выработки объяснения событиям. По отношению к анализу своих действий феномен получил название :
Предвзятость по отношению к себе (Self-serving bias) — Возникает так как людям свойственно искать причины неудач во внешних факторах и причины успехов во внутренних
Этот феномен превосходно выражается пословицами:
В чужом глазу соринку видим — в своем бревна не замечаем.
Плохому танцору и штаны мешают.
В результате появление осознания проблем так же блокируется. Соответственно более корректно процесс осознания отобразить следующим образом :
Таким образом, как не парадоксально, но факт Для того чтобы учится на своем опыте необходима Уверенность в себе !
Для того чтобы признать наличие проблемы необходима смелость, но для того чтобы найти возможность решения проблемы в себе , нужна не просто смелость необходима уверенность в себе !
Итак, какие компетенции необходимы, чтобы мы вышли из неведения используя собственный опыт ?
№ | Активность | Компетенции |
1 | Получение опыта |
|
2 | Оценка полученного опыта |
|
Осознание через наблюдение.
Осознание через наблюдение по сути очень похожий процесс. Однако и здесь при Оценке нас подкарауливает проблема связанная с атрибуцией. Получившая в психологии название:
Основная ошибка атрибуции (Fundamental attribution error ). Возникает когда наблюдатель старается найти объяснение проблем в первую очередь во внутренних проблемах человека.
Итак, какие компетенции необходимы, чтобы мы вышли из неведения используя наблюдение ?
№ | Активность | Компетенции |
1 | Увидеть и понять структуру взаимодействия человека и объекта его действий, ситуации. |
|
2 | Соотнести наблюдаемые действия со своими возможностями Для этого необходимо иметь четкое представление не только о сути деятельности но и о своих возможностях. |
|
Исходя из этого анализа мы видим что для того чтобы учится на чужих ошибках необходимо действительно уметь больше , но и в том и другом случае аналитическое мышление и уверенность в себе являются ключевыми компетенциями !
Разминка
Попробуйте понять, какие компетенции необходимы для выполнения «мертвой» петли на мотоцикле 🙂
В следующей статье серии мы перейдем (наконец !) к рассмотрению самих компетенций. И начнем с компетенции «Уверенность в себе».
p.s. На английский неведение переводится как Inorance , да да именно ИГНОРИРОВАНИЕ 🙂