Ответы на часто задаваемые вопросы по курсу "Управление требованиями и их разработка" - system-approach.rusystem-approach.ru
Вернуться назад

Ответы на часто задаваемые вопросы по курсу «Управление требованиями и их разработка»

17 марта 2010 г

Перечень вопросов

Какие проблемы стоят перед теми кто собрался стать высококлассным аналитиком ?

Первая и наиболее значимая проблема это изобилие и противоречивость  информации о том, как «правильно» работать с требованиями. Существует огромное кол-во стандартов , курсов  и книг в которых «бородатые» теоретики  перечисляют все мыслимые и немыслимые способы по  работе с требованиями , и даже  не начинающему специалисту бывает крайне сложно отделить «зерна от плевел» .

Второй из значимых проблем  для  аналитиков в области разработки ПО является «низкая плотность» аналитиков в проектах и компаниях. Очень немногие проекты имеют такой масштаб,  чтобы в них работало несколько аналитиков , и еще меньше компаний,  которые могут похвастаться отделом , в котором  аналитик находится в среде себе подобных. Соответсвенно, даже получив  работу аналитиком приходится идти путем проб и ошибок , нащупывая лбом все грабли разбросанные на этом пути.

Третье что делает крайне сложным самосовершенствование  аналитика, это значительная отдаленность завершения основной работы аналитика от реальных результатов .  Например в крупных компаниях аналитик часто может даже не знать о  проблемах разработчиков и пользователей, которые возникли в проекте после того как его перевели на другой проект.

К списку вопросов

Большинство специалистов знают Вас как профессионала в области  управление проектами и методологии разработки, почему  Вы проводите открытый тренинг по управлению требованиями и  их разработке ?

Дисциплина  управления требованиями  это одна из самых моих любимых и важных областей в области разработки программного обеспечения.  Работа с требованиями  это то, с чего начинается проект,  то чем он живет и в конце концов именно эта работа чаще всего является определяющей для успеха проекта.  И если эта работа сделана недостаточно хорошо, вероятность достичь  успеха  и  удовлетворения заказчика ничтожно мала.

Мало кто знает,  но изначально моя карьера в области разработки началась именно с позиции аналитика.  И мой переход на позицию Руководителя проекта произошел первоначально по совместительству с обязанностями  аналитика . Однако  наполнение  представления о роли аналитика и ее содержании, происходило постепенно .  Только пройдя все этапы и видя процесс работы целиком —  от позиции заинтересованного лица и пользователя, до позиции специалиста  по тестированию и внедрению,  можно расставить правильные акценты и приоритеты в том богатстве теоретических методик и практик, которыми на сегодняшний день изобилуют разнообразные книги и сайты по  управлению требованиями.

К списку вопросов

Какова история возникновения этого тренинга  ?

Исторически сложилось так, что  первоначально  я  работал с двумя тренингами по управлению(1) и разработке(2), которые меня пригласили вести мои бывшие коллеги, работавшие в Текаме, и знавшие меня по моему опыту  работы внутренним тренером в компании Luxoft.

Разделение тренингов происходило по уровням  CMM(i), выделяющим  уровень управления требованиями и уровень разработки требований.  Программы тренингов были хороши каждая по своему , но т.к. очень сложно сказать Б не сказав А , содержательно  тренинги значительно пересекались друг с другом , а заказчики естественно хотели получить  и то и другое .

Поэтому пришлось разработать  новый курс ,  который вобрал в себя все лучшее из двух предыдущих + собственные наработки появившиеся в результате работы со многими учебными группами.   Этот хорошо обкатанный курс лег в основу первых трех частей тренинга :

  • Управление требованиями и их изменениями.  Наиболее простой с методологической точки зрения тренинг ,  основная польза которого состоит в обсуждение и нахождении решений не «как надо», а как работает
  • Разработка требований ( Создание концепции ).  Принципиальный элемент дающий рычаг управления ситуацией в проекте это концепция. Тренинг посвящен тому , каким образом заставить этот документ работать .
  • Мастерство работы над сценариями использования системы.  Несмотря на  кажущуюся простоту и понятность сценарный подход содержит множество ньюансов и деталей, знание которых позволяет значительно сократить непродуктивные затраты при работе над требованиями.

Однако мне долгое время не хватало качественной методической базы для такого принципиальной области как работа с нефункциоанльными требованиями . В прошлом году эту основу удалось найти – это технология по работе с  Аттрибутами качества системы, первоначально возникшая как инструмент архитектурного проектирования.  Она легла в основу  четвертого тренинга «Мастерство работы над нефункциональными требованиями»

К списку вопросов

Кому, на Ваш взгляд, необходимо  принять участие в этом тренинге ?

Курс целиком  содержит  с одной стороны комплексные, с другой стороны плотно  упакованные знания. Поэтому его можно рекомендовать участникам уже имеющим хороший общий «BackGround» в области информационных технологий :

  • Начинающим  системным аналитикам или аналитикам одиночкам
  • Разработчикам или тестировщикам планирующим перемещение в роль аналитиков, или вынужденным выполнять обязанности аналитиков
  • Отдельная категория участников это руководители проектов, т.к.  во многих компаниях выполнение обязанностей системного аналитика ложится по умолчанию именно на этих людей.  Обладание структурированными знаниями в этой области является принципиальным для успешности и в ситуации, когда необходимо совмещать  эти роли, и тогда когда необходимо грамотно делегировать  соответствующие обязанности

К списку вопросов

Почему Вы рекомендуете тренинг  как относительно  неопытным специалистам так и специалистам с опытом ?

Первоначально, как тренера, ситуация с разнородным составом участников меня пугала Что и как давать и т.д. Однако  с опытом  произошла трансформация понимания самого процесса обучения , от схемы когда тренер дает , к схеме когда происходит совместная выработка ответов на вопросы стоящие перед участниками.  И в этой ситуации возникает эффект синергии от разного уровня профессиональных знаний ( до определенного уровня , естественно).

Более подготовленные участники получают один из  мощнейших инструментов для поддержания своих знаний в состоянии осознанной компетенции , лучший способ понять это объяснить другим. Принимая участия в обсуждении вопросов кажущихся простыми, они отрывают для себя скрытые резервы совершенствования .

Менее опытные участники тоже получают значительный бонус от участия более опытных специалистов.    Во-первых, они получают возможность перенимать опыт не от одного специалиста, а от нескольких. Во вторых, в те моменты когда идет проработка вопросов  более опытных коллег они получают ответы на те вопросы которые они еще себе не задали .

К списку вопросов

Когда стартует первый модуль курса ?

Первым стартует модуль в г. Минске в Пятницу 19 –ого марта . В группе еще осталось несколько свободных мест. Также планируется проведение  аналогичных курсов в  Санкт-Петербурге и Киеве. В Москве пока проведение этого курса не планируется, поэтому предлагаю Москвичам приехать в один из вышеперечисленных замечательных городов

К списку вопросов

16/03/2010 г

Понравилась статья?

Получайте лучшие материалы на e-mail!