Развитие современного бизнеса невозможно без информационных технологий - system-approach.ru

Развитие современного бизнеса невозможно без информационных технологий

23 мая 2017 г

Почему современный бизнес уже не может обходиться без цифровых технологий? С чем связана их востребованность бизнес-сообществом?

На MOS.ru опубликована новая статья Дмитрия Безуглого.

Применим для ответа на этот вопрос распространенную в области ИТ методику оценки влияния изменений на бизнес.

Новые клиенты. Во-первых, цифровые технологии изменили и будут менять маркетинг. Digital-сфера вовлекает львиную долю участников рынка как в области B2C, так и B2B. Для этих участников рынка существуют только цифровые каналы для «попадания в голову». Во-вторых, бизнес, развивающий цифровые технологии, как правило, сам использует продукты с цифровой составляющей, что, в свою очередь, формирует новые рынки товаров и услуг.

Новая прибыль от существующих клиентов. Цифровые технологии позволяют быстро и эффективно поддерживать контакт и повышают повторные продажи. Кроме того, внедрение цифровой (digital) составляющей продуктов позволяет создать добавленную ценность для потребителей, сделать продукты удобнее в использовании и привлекательнее.

Собственная эффективность. В цифровом мире не существует понятия исполнитель, исполнение осуществляют компьютеры. Более того, существуют модели, когда можно арендовать ровно столько мощности, сколько необходимо для конкретных действий. Отпадает необходимость в значительных инвестициях в собственную инфраструктуру. Это открывает огромные возможности по выигрышу от масштаба производства. Самые значимые изменения относятся к «белым» воротничкам, компания больше не нуждается в большом количестве дорогих и малоэффективных посредников (middle management).

Нужно быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Технологические инновации в этой области не ведут ни к новым клиентам, ни к повышению прибыли, ни к снижению издержек. Если вы задержитесь на старте, вам придется вместо преимуществ реализовывать те же изменения, для того чтобы просто остаться на рынке.

Следование каким основным принципам позволяет повысить эффективное управление продуктами? Что для этого необходимо?

Сложный вопрос. Успешный продукт, как и бизнес, – это тысяча мелочей, сделанных правильно. Попробуем выделить главное.

Клиентоориентированность. Когда лицом компании становятся цифровые продукты, уже мало улыбаться в точках контакта и учить «клиентоориентированности» персонал. Клиентоориентированным должен быть бизнес и, в первую очередь, – TOP management.

Осознанность. Ключевое негативное наследие предыдущих этапов развития рынка состояло в слепом экспериментировании и реактивном подходе к взаимодействию с клиентами и созданию продуктов. Работа с данными переходит на качественно новый, инженерный уровень, необходимо понимание, а не игра с метриками. Даже эксперименты должны быть целенаправленными, т.к. вариативность современных продуктов настолько велика, что на все эксперименты не хватит не только денег, но и времени.

Сотворчество. Вовлечение клиентов в создание и развитие продукта. Например, Facebook, VK – это платформы, на которых разработчики только предоставляют инструменты, для того чтобы пользователи могли создать продукт для других пользователей.

Для реализации этих принципов с пользой для бизнеса необходима работающая стратегия уровня компании, формирующая общее видение будущего.

В чем заключаются современные методы развития компетенций в сфере управления продуктами?

Практика работы с компаниями позволяет выделить несколько подходов к развитию компетенции.

Проведение базовых тренингов для «стихийных» специалистов позволяет повысить осознанность управления продуктами и качественно улучшить продукты компании.

Адаптированные тренинги. Чем выше компетенции и чем больше сотрудников у компании, тем менее полезно стандартное обучение. Занимая много времени, стандартные программы содержат, в том числе, уже известные и используемые в работе теории и методики. Адаптированный тренинг фокусируется на областях знаний, важных для развития конкретной организации. Для составления программы проводится диагностика компетенций и изучается специфика компании. Из программы исключается то, что сотрудники уже знают. Время перераспределяется на углубленное изучение концепций и практик, применимых и полезных для организации.

Проведение рабочих сессий для развития навыков и получения конкретных результатов. Если стоит задача, требующая готовых компетенций и быстрого результата, рабочая сессия с привлечением эксперта-фасилитатора – кратчайший путь. На рабочих сессиях команда одновременно учится, применяет знания и вырабатывает навыки, получая профессиональный результат по бизнес-задаче.

Комплексное совершенствование процессов создания и развития продуктов. Применение полученных знаний и навыков потребует изменения процессов компании. Преодоление инерции и привычки делать «как раньше» в разы повышает возврат инвестиций в обучение сотрудников.

В чем преимущества системного подхода к разработке и внедрению стратегий управления в современном бизнесе?

Сложившиеся методы работы со стратегией и командами руководителей подразумевают принятие одного-двух «исторических» решений или только работу над коммуникацией внутри команды руководителей. Не умаляя важности выбора и коммуникации, это необходимые, но недостаточные условия для формирования стратегии устойчивого развития.

Современная стратегия, во-первых, содержит 2-3 уровня решений. Решения уровня совета директоров проработаны до уровня отдельных направлений и продуктов. Во-вторых, содержит уровень общего видения будущего для руководства компании (TOP, Middle уровень). В-третьих, она мультифокусная и вариативная. Подразумевает несколько вариантов развития событий на рынках и проработанные альтернативы для опорных событий в будущем. В-четвертых, опирается на рыночные тренды. Знание и понимание движения рынка позволяет осуществлять изменения в компании вовремя, чтобы максимально использовать энергию изменений рынка. В-пятых, подразумевает работу на регулярной основе. Нельзя «оседлать волну» и переключиться на другую историю.

Как разрабатываются стратегии развития бизнеса, и какова роль в этом информационных технологий?

Часто в компаниях работа со стратегией носит хаотический характер или отсутствует (оперативное управление поглощает все ресурсы).

Разработка стратегии развития бизнеса для такой компании – это не один, а два проекта.

  • Проект формирования навыков и экспертизы в области стратегии и иногда планирования.
  • Проект разработки стратегии, который реализуется силами ключевых экспертов компании и консультантов. Ключевым моментом такого проекта является одна или несколько сессий организационного развития.
  • Информационные технологии для компании – это двигатель развития. С точки зрения стратегии – это инструмент, возможность и угроза одновременно. ИТ требуют, чтобы их знали и понимали, какой эффект они окажут на ту или иную часть экосистемы и бизнеса.

Как можно прогнозировать дальнейшее развитие востребованности информационных технологий бизнесом? Какие могут произойти изменения?

Выживание – дело добровольное. Многие компании неверно понимают основу цифровой трансформации. Технологии воспринимаются как еще один инструмент. Но ситуация более серьезная, т.к. исполнение переходит к компьютерам, сокращения и трансформация неизбежны. Эффект сравним с переходом от мускульной силы к паровым машинам.

Только небольшая часть исполнителей в каждом бизнесе нужна для продолжения бизнеса в цифровом мире, они станут основой цифровых команд (Digital teams).

В целом более правильно говорить не о том, что бизнесом будут востребованы цифровые технологии, а о том, что бизнес становится цифровым. Не цифровому бизнесу и людям в нем придется уйти.
20 лет тому назад Билл Гейтс назвал цифровые технологии нервной системой предприятия, это было преувеличение.

Современные реалии таковы, что цифровые технологии становятся полноценной нервной, коммуникативной и даже мышечной системами бизнеса.

Вы готовы сразиться с киборгами на бизнес-арене?

Понравилась статья?

Получайте лучшие материалы на e-mail!