Кадровая математика - system-approach.rusystem-approach.ru
Вернуться назад

Кадровая математика

Рынок средств автоматизации кадровой службы

Светлана Рагимова

Рынок отдельных программных продуктов для автоматизации работы менеджеров по персоналу и бухгалтеров неуклонно сокращается. Это связано с ростом продаж комплексных систем для автоматизации всех бизнес-процессов предприятия, а также с развитием рынка ПО автоматизации документооборота. Сейчас даже небольшие компании могут себе позволить подобные продукты от ведущих производителей. Тем не менее специализированное ПО для расчета зарплаты и управления кадрами все еще пользуется спросом и имеет право на жизнь. В некоторых ситуациях использовать отдельные внешние продукты удобно, даже если в компании установлена большая ERP-система. В целом тенденция такова, что системы учета заменяются системами управления, которые предполагают совершенно другую логику построения. Эксперт компании «Системный подход» Дмитрий Безуглый оценивает сегмент HRM-систем (Human Resource Management) в 15% – 20% от рынка ERP-систем. По его словам, с учетом того, что объем этого рынка в 2008 году составит около $800 млн, можно смело утверждать, что рынок HRM-систем приблизится к $200 млн. Вера Ельская, руководитель группы финансов и бухгалтерского учета управления по консалтингу компании OXS, предполагает, что эта цифра может достигнуть $300 млн.  

Рынок двадцати

Софт для управления кадрами, как правило, поставляется в составе комплексных продуктов по управлению предприятием. Также эти функции часто реализуются в бухгалтерских программах. Кроме того, существуют отдельные продукты для автоматизации деятельности кадровой службы, которые иногда разрабатываются под заказчика. Дмитрий Безуглый отмечает, что сейчас на рынке ERP-систем работает около 20 активных игроков. Самыми известными и крупными эксперты называют SAP, Microsoft, «Галактику» и Oracle. Среди отдельных систем Безуглый считает заслуживающими внимания «АиТ», «БОСС-Кадровик», «1С: зарплата и управление персоналом-8». По мнению аналитиков, сегодня на российском рынке HRM-систем практически на равных действуют отечественные производители и крупнейшие западные вендоры. 
В рамках обзора «HRM-системы в России» аналитики TAdviser изучили функциональные возможности 19 широко представленных и известных на российском рынке HRM-систем отечественных и зарубежных разработчиков. В результате была составлена «матрица функциональности», а также рейтинг HRM-систем и их разработчиков. Программные продукты были сгруппированы по классу функциональной полноты (классы A, B, C, D). По этой оценке 7 решений из 19 рассмотренных соответствуют первым двум классам. В группу А попали системы компаний SAP и Oracle, являющиеся практически эталоном широкой функциональности. В них реализованы 19 блоков «операционного», «пользовательского» и «стратегического» уровней HRM-систем. К этому же классу отнесли отечественную систему «БОСС-Кадровик» (реализовано 18 блоков). Безуглый уверен, что однозначного преимущества на данный момент нет практически ни у одного из игроков. «Платформы западных компаний, как правило, содержат больше возможностей, но требуют значительных доработок для обеспечения полного соответствия текущему российскому законодательству и существующим практикам формирования формы оплаты труда (бригадной, сдельной и т. д.), что в совокупности со значительной стоимостью базовых лицензий делает эти системы достаточно дорогими на все этапах», – говорит эксперт. С другой стороны, российские комплексные системы, как правило, не имеют такой серьезной базы в области различных видов производства, их преимущества – в регламентированном учете и классическом управленческом учете. Фактический выбор HRM-системы должен опираться на комплексный анализ потребностей предприятия в области действующих бизнес-процессов в сфере HR, производства, а также полной стоимости владения системой с учетом поддержки и расширения.
По словам Тагира Яппарова, генерального директора компании «АйТи», главное преимущество западных систем перед большинством российских – более полный функционал. Он согласен, что плюс наших систем – в соответствии российской специфике учета и управления, а также в способности быстро и качественно выпускать обновления при изменении законодательства. «Система «БОСС-Кадровик» позволяет использовать и создавать автоматически все унифицированные формы отчетности по персоналу для ФНС РФ, Пенсионного фонда РФ, Росстата, а также содержит общероссийские справочники и классификаторы», – приводит пример Яппаров. Вера Ельская считает преимуществом западных систем возможность использовать best practices в области HRM, в частности в сфере оценки персонала, построения TMS, обучения и т. п. «Ради этого некоторые банки (Home Credit, ВТБ-24, «Ренессанс», «УралСиб») активно внедряют или уже внедрили SAP HCM», – объясняет эксперт.

Вопрос без ответа

В области автоматизации управления кадрами не существует единого универсального решения, которое однозначно можно было рекомендовать всем. Базовый функционал основных игроков почти совпадает, но тем не менее отличия существуют. Более того, от них зависит эффективность системы. Каждая компания уникальна, поэтому с учетом возможной стоимости решения стоит осуществлять выбор программы в рамках конкурса. При этом особое внимание надо обращать на опыт реализации проектов в своей отрасли, их масштабность, ориентацию на определенный вид производства и схему дальнейшего обслуживания, развития и сопровождения системы. «Например, мы предлагаем решения как на основе российских систем, например, «БОСС-Кадровик», так и с использованием решений западных вендоров: mySAP HR, Microsoft Dynamics AX (Microsoft Business Solutions Axapta)», – говорит Тагир Яппаров из «АйТи». Существует множество критериев выбора той или иной HRM-системы: функциональность, цена, позиция компании-разработчика на рынке и т. д. Поэтому то или иное решение «АйТи» предлагает только после исследования IT-инфраструктуры заказчика, имеющихся систем и сложившихся бизнес-процессов в области управления кадрами. Вера Ельская в качестве системы для некрупного (в том числе производственного) предприятия рекомендует «Компас», так как этот продукт обладает наибольшим функционалом out-of-the-box. По словам эксперта, «1С» – это система, по которой проще всего получить сервис, весь вопрос только в качестве. Для предприятия, у которого есть развитая HR-служба и/или планируется внедрение комплексной системы, она рекомендует SAP. «У Oracle локализация гораздо хуже, и успешные внедрения можно пересчитать по пальцам», – говорит Ельская.

Сто функций в одном флаконе

При автоматизации бизнес-процессов каждая компания приходит к дилемме: нужно ли выбирать отдельный продукт для HRM или следует установить комплексную систему со всем соответствующим функционалом. Спор, что лучше, идет уже не первый год, и у каждого подхода существуют свои противники и сторонники. В единой интегрированной системе заказчиков прежде всего привлекает комплексность решения, несмотря на то что функционал отдельных частей «большой» системы может существенно уступать функционалу специализированных решений, интегрированных между собой. Сторонники второго подхода говорят о существовании огромного количества средств интеграции приложений, а приобретение лучших в своем классе продуктов, так называемых best of breed, позволяет получить доступ к наиболее успешным практикам. «Выбор зависит от множества факторов: общей IT-стратегии компании, от того, какие системы уже внедрены и используются, от сложившейся системы управления IT и т. д.», – объясняет Яппаров. Интеграционные проекты достаточно сложны и могут быть дороги, но, допустим, если у IT-директора компании есть положительный опыт по интеграции приложений, то он вполне может пойти этим путем. Часто выбор решения банально зависит от стоимости внедрения и владения системой. Например, для большинства крупных территориально распределенных компаний с большим количеством филиалов покупка, внедрение и обеспечение лицензиями комплексного западного решения может обойтись слишком дорого. Поэтому импортное комплексное решение зачастую внедряется только в центральном офисе, а на региональных площадках может использоваться HRM-система российского производителя. Так, например, «АйТи» неоднократно выполняла в распределенных компаниях интеграцию систем SAP HR и «БОСС-Кадровик» (производитель – «БОСС. Кадровые системы», входит в ГК «АйТи»). В результате заказчики получили полную функциональность и возможность сэкономить. Дмитрий Безуглый уверен, что необходимо обратить внимание на вариант внедрения специализированного отдельного продукта. По его мнению, стоимость интеграции систем, как правило, крайне высока и может превышать цену отдельных систем, которые могут быть приобретены в качестве альтернативы. «В общем случае принятие решения зависит от степени интегрированности модуля HRM в общую систему», – считает Безуглый. Оптимальное решение по ТСО (трудовая система организации) с учетом стратегических задач предприятия может состоять из нескольких систем: модуля, включенного в ERP-систему, бухгалтерии для регламентированного учета и, возможно, заказных решений или дополнений для реализации интерфейсов системы самообслуживания. Вера Ельская объясняет, что основная причина выбора одиночной системы типа «зарплата и кадры» состоит в банальном желании сэкономить (например, когда внедряют полный набор модулей SAP кроме HR, как в SunInterbrew или OBI). Но в случае внедрения HR в составе комплексной системы предприятие получает ряд преимуществ, заключающихся в сквозной межмодульной интеграции стандартными средствами (полномочия, подписанты, материально ответственные лица, кросс-функциональные процессы вроде управления командировками). Тогда при расчете заработной платы данные становятся доступными для бухгалтерского, управленческого и налогового учета автоматически. Это дает свои плюсы и минусы. С одной стороны, бухгалтер теряет контроль над вводом первичного документа в транзакционную систему, с другой – проведенный один раз расчет дает эквивалентные данные в разных отделах предприятия.

Новичкам здесь не место

Между российскими и западными производителями систем для HRM существует довольно жесткая конкуренция. Безуглый отмечает, что «в верхней ценовой нише де-факто рынок поделен по отраслям, появление новых игроков крайне маловероятно. Однако в связи со значительным ростом количества проектов по автоматизации малого и среднего бизнеса возможно появление новых игроков в сегменте тиражных и полутиражных продуктов. По словам Ельской, большая часть рынка в количественном измерении остается за «1С», как за системой, с которой может работать наибольшее количество специалистов. «Однако стоит отметить, что из-за смены идеологии вендора при выпуске новой версии 8.1, заменившей 7.7, «1C» «внезапно» перестала быть дешевой (кроме лицензий), требуя на внедрение, доработку и поддержку наличия высококлассных специалистов. То есть де-факто для промышленных предприятий цена внедрения «1С» (лицензии не рассматриваем) и цена внедрения того же SAP (при условии равного функционала) приобрели один порядок», – говорит эксперт. 
Яппаров видит основную тенденцию последних лет в переходе от учетно-расчетной модели конструирования HRMS к управленческой. То есть расширение функциональности в сторону именно управления кадрами, а не просто учета персонала. Если сравнивать функциональные и технологические свойства современных HRM-систем, то мы увидим, что ведущие отечественные и западные системы за последние годы практически сравнялись в области управленческой составляющей. Российские разработчики научились реализовывать все основные функции – рекрутинг, аттестация, обучение, управление талантами. «Разумеется, это касается только ведущих HRM-систем, которые можно пересчитать по пальцам одной руки», – уточняет Яппаров.
Ельская уверена, что новые игроки могут выйти на этот рынок, но для этого им нужно иметь так называемую success story – историю успешных внедрений. Система должна обладать богатым функционалом в базовой поставке, то есть в «коробке» должна быть версия, которая сразу после установки позволит осуществлять кадровый документооборот и начислять зарплату для офисного персонала, а также формировать полный пакет отчетности для государственных органов. Но даже хороший продукт будет плохо продаваться без грамотной команды внедренцев и эффективной службы технической поддержки. На сегодняшний день Ельская не видит на нашем рынке игроков, отвечающих всем этим условиям. 

Компания   (01.09.2008)

Новости компании

Получайте новости о свежих статьях и видео
на нашем сайте и в блоге